Дискография



1. КИНА СЁКИТИ & CHAMPLOOSE (1977)

Дебютный альбом Кины. Записан вживую во время выступления в клубе "Микадо". При микшировании в токийской студии на запись были наложены синтезаторные и гитарные пассажи столичных музыкантов, вкупе с незатейливыми эффектами вроде лошадиного ржания и петушиных криков. Наложения не загородили, однако, инструментальной основы, коей являются риффы на сансине (окинавский сямисэн) в исполнении Такао Нагамы. Сам Кина играет здесь на электрогитаре, по возможности приблизив ее звук к сямисэну. Звучание записи далеко от идеала, но энергия молодого Сёкити и его товарищей ощущается на все сто.

Альбом открывает "Здравствуй, дядя!" - самая первая песня Кины, написанная им еще в 17 лет и быстро завоевавшая популярность. Среди других хитов - "Неверность", "Восточный мыс", и "Островок". Впоследствии эти вещи не раз перезаписывались. Остальные песни очень похожи на "Дядю", будучи построеными по той же ритмической схеме (триоли с паузой вместо второй ноты).

2. BLOOD LINE (1980)

Альбом записывался на Гавайях с участием приглашенных музыкантов, среди которых особо заметен Рай Кудер (слайд-гитара, мандолина и т.д.). Гитары и синтезаторы совсем вытеснили здесь сямисэн - он звучит только на первой песне. Мало слышно и самого Сёкити - поют на этом альбоме преимущественно его сестры, Кэйко и Сатико, и жена Томоко. Даже первое исполнение "Цветов" досталось Томоко - но удалось ей ничуть не хуже, чем потом удавалось мужу.

В альбом вошли три окинавские детские песни в обработке Champloose - "Светлячок", "Цветочная мельница" и "Бонзы-ухорезы". Они в большой степени определили настроение пластинки - задорное и радостное. В этом ключе выдержана и большая часть остальных вещей. Звучит альбом недолго (28 минут), но слушать его можно часто и с удовольствием. Кстати, шесть вещей из девяти вошли в американский сборник, выпущенный Дэвидом Бирном.

3. МАЦУРИ (1982).

Альбом с ощутимым привкусом экспериментальности. Сямисэна нет вовсе. Все аранжировки выполнены токийским клавишником Макото Яно, и партии его очень заметны. Сам Кина только поет - зато везде, словно отыгрываясь за предыдущий альбом. Женский вокал ограничен подпевками. Кроме сестер Дзюнко и Сатико, приглашены англоязычные вокалистки. Кое-где они поют на своем родном языке, а кое-где по-японски, с очаровательным акцентом. С их участием женский вокал звучит мягче, теплее - и потому не совсем по-окинавски, что едва ли понравится истинному ценителю.

В альбом вошла песня "Айну-пури" с ни на что не похожей музыкой и половиной слов на языке айнов. Другой записанный впервые хит - "Сабани". Правда, лучшее исполнение этих вещей было еще впереди. То же относится и к "Цветам" - здесь они сыграны со странноватыми гармоническими ходами и не в самой удачной аранжировке. Но есть на этом альбоме и очень хорошо сделанные вещи.

4. THE CELEBRATIONS (1982)

Запись концертов в Осаке и Токио (декабрь 1982). Материал практически повторяет содержание альбома "Мацури". Кстати, "Celebrations" - это и есть "Мацури", только по-английски. На обложке фамилии Сёкити Кины и Макото Яно соединены плюсом. Клавиши последнего и правда доминируют среди всех остальных инструментов, есть даже ощущение некоторой их избыточности. Кина играет на гитаре, но как бы "под сямисэн" - это хорошо слышно на его импровизации перед "Дядей". Поет с душой, иногда пускаясь в экспромты и разговоры с музыкантами. "Цветы" публика встречает аплодисментами на самых первых нотах - это уже суперхит.

5. NIRAI KANAI Paradise (1990)

Первый альбом после семилетнего перерыва в записи. Открывает его вступление на сансине. Сансин вернулся и больше не исчезнет, без него нет окинавской музыки. На нем играют четверо из группы, в том числе сам Сёкити и его отец, Сёэй Кина (последний - еще и на кото). Диск включает окинавские народные песни (Хайсай, Кудути!) и стилизации под них (Ватандзи дзёва и др.). Но этим содержание альбома далеко не исчерпывается. Champloose уверенно движутся в направлении "музыки без границ" - в частности, на альбоме впервые звучит рэггей. Песня "Гея" - экологический гимн, обращение к древнегреческой богине Земли, выполненное на музыкальной основе индийских и айнских народных песен. "Пока течет река" - посвящение индийскому мистику Ошо, ушедшему в тот год из жизни. Кина считал и считает себя его учеником. В сатирически-карнавальной песне "Глупости" к слову поминается "лысый дядька перестройщик" (пэрэсуторойка-но хагэ-одзисан), не сумевший затормозить. На клавишных - известный британский органист Морган Фишер. На подпевках - сразу три сестры: Сатико, Дзюнко и Кэйко, плюс жена Томоко.

6. EARTH SPIRIT (1991)

Альбом записан в Париже, куда Champloose приехали для участия в фестивале блюза. Все инструментальные партии (за вычетом сансина и кото) сыграны французскими музыкантами разнообразного происхождения. Гитарист из Камеруна, перкуссионист с Мартиника, ударник и басист из Гваделупы. Некто Франсуа Бреан отыграл на клавишных и поучаствовал в аранжировке. Местами добавлена скрипка. Все это облагородило провинциальный саунд группы, придало ему своеобразный парижский лоск (кстати, дома это пришлось по вкусу далеко не всем). Сама же музыка получилась действительно "без границ". Окинавские и просто японские народные песни, положенные на африканские и карибские ритмы, зазвучали совершенно по-новому, нисколько не утратив при этом своей самобытности.

7. CHAMPLOOSE RENAISSANCE (1992)

Сборник заново записанных старых хитов Champloose. Из новых песен - только "Пусть река течёт". Две вещи, "Островок" и "Восточный мыс" представлены концертными записями, остальное сделано в студии. Без сомнения, это один из лучших альбомов группы, возможно даже самый лучший - именно его следует рекомендовать для первого ознакомления. Все вокалисты здесь в ударе, материал отборный, аранжировки замечательные, саунд отменный. В состав инструментов введены флейта и саксофон. "Цветы", с которых альбом начинается, записаны, наверное, в своей наиболее удачной версии - что, в принципе, можно сказать и про все остальные вещи.

8. IN LOVE (1992)

Альбом сделан на новом материале. Он не содержит явных хитов, но это ровная и интересная работа. В записи снова участвовали приглашенные музыканты из разных стран, снова получилась "музыка без границ". Высок удельный вес рэггей, есть вставки каллипсо, рэпа и кельтской скрипки - но все это лежит на окинавской основе, лишь оттеняя сансин и фирменный вокал. Настроение альбома скорее сдержанное, здесь нет неистовства, так часто свойственного музыке Champloose - что дало повод некоторым критикам говорить о "приглаженности" и даже "слащавости" этого альбома. Возможно, причина в том, что только на четырех треках музыка принадлежит Кине. Аранжировки тоже не его. Зато записывался альбом дома, на Окинаве.

9. RAINBOW MOVEMENT (1993)

На запись этого альбома Кина пригласил молодых японских музыкантов (не с Окинавы) - даже целые группы, которые полными составами присоединялись к Champloose. На некоторых треках играет до пятнадцати музыкантов. Особенно заметен гитарист Хироси Такано. Участие гостей явственно оживляет пластинку, но, благодаря им же, некоторые вещи норовят звучать не совсем "по-этнически", более приближенно к некоему усредненному поп-стандарту. Из этого ощущения выводят вовремя вступающие сансин или кото.

Интересно, что песню "Лесной человек", ставшую хитом Champloose, написал некий Такая Цукада, настройщик с Хоккайдо. Это языческий гимн дикой природе, которой поклонялись айны до их порабощения Японией. "Соран-буси" тоже растет из айнского фольклора. "Ариран" - корейская народная песня. Из вещей, написанных Киной, выделяется "Мабуя-мабуя".

10. ХИНУКАН (1994)

Наверное, лучший альбом Кины с точки зрения экспериментов по соединению народной музыки с современной. Здесь он достигает вершин подлинного синтеза. Кроме того, это самый "авторский" из всех его альбомов: девять композиций из одиннадцати написаны самим Киной. Им же, в содружестве с группой, сделаны все аранжировки. Наиболее впечатляют две вещи: пятичастная композиция "Водопад" (три части из пяти основаны на окинавском фольклоре; их разделяют две написанных Киной вставки) и одиннадцатиминутный "Бог огня", давший название всему альбому. Предложена еще одна, очень неплохая, версия "Цветов" - по сравнению с предыдущими версиями в аранжировке усилена этническая компонента. Надо также отметить "Песню каменной флейты". О чем она, поймет даже незнакомый с японским языком человек, услышав слова "Хиросима" и "Нагасаки".

11. CHAMPLOO! (1995)

Запись токийских концертов в марте 1995 года. Одиннадцать хитов разных лет. Все сыграно и спето очень живо и энергично - хотя, возможно, некоторые вещи слегка загнаны. В любом случае, это лучшая живая запись Champloose. Впрочем, еще лучше знакомиться с их концертами по видеозаписям. А альбомы слушать все-таки студийные.

12. СУБЭТЭ-НО БУКИ-О ГАККИ-НИ! (1997)

("Всё оружие - на музыкальные инструменты!")

Выход этого альбома знаменовал 20-летие Champloose, а также их переход под крыло звукозаписывающей фирмы Nihon Columbia. На диске только три новых вещи: та, название которой повторяет излюбленный пацифистский лозунг Кины и стало названием всего альбома, затем подаренная китайским композитором песня "Цветы Азии", которую дуэтом с Киной исполняет монгольская певица Уёнтана, и наконец "Пока над слезами девушки не встанет радуга" - отклик на событие, взбудоражившее всю Японию, когда солдат с американской базы изнасиловал окинавскую девочку.

Все остальное - старые хиты, сыгранные в довольно странной технопопсовой манере. Зачем это понадобилось продюсерам альбома и самому Кине, сказать трудно. Хотя и такая трактовка кому-нибудь наверняка сможет понравиться.

13. АКАИНКО (1998)

"Акаинко" - имя полумифического основателя песенного искусства на Окинаве. Основу материала составили окинавские народные песни. Некоторые из них исполнялись группой и ранее, другие были записаны впервые. Исполнение приближено к аутентичному - сансин лишь слегка подзвучен органом, гитары же практически нет. В записи принял активное участие отец Сёкити - Сёэй Кина (сансин, кото, мандолина). Еще один приглашенный гость - Томоко Кина, исполнительница первой версии "Цветов", не выступавшая с группой восемь лет. На этом альбоме она поет вместе с неизменной Сатико.

Сборники


14. THE BEST OF SHOUKICHI KINA & CHAMPLOOSE (1996)

Можно поспорить и предложить свою подборку лучших вещей, но хозяин - барин. В конце концов, все основные хиты сюда вошли. А "Дядя" и "Цветы" - так и вовсе в двух версиях. Сравнить старые с новыми тоже интересно. Но, пожалуй, "Champloose Renaissance" все равно следует считать самым представительным диском группы. А любителям этномузыкальной экзотики лучше порекомендовать "Хинукан" - целиком.

Песни взяты со следующих альбомов:

1: "Кина Сёкити & Champloose"
2 - 4: "Blood Line"
5 - 7: "Rainbow Movement"
8 - 10: "Хинукан"
11 - 14: "Champloo!"



15. PEPPERMINT TEA HOUSE (1994)

Заокеанская инициатива Дэвида Бирна. Диск выпущен его фирмой Luaka Bop Records в серии ASIA CLASSIC. Купить сборник можно и за пределами Японии - например, в сетевых музыкальных магазинах. Можно также прочитать выдержку из интервью Бирна, где речь идет про Кину и Champloose.

Песни взяты со следующих альбомов:

1, 2, 4, 8, 9, 13: "Blood Line"
3, 5, 6, 12: "Мацури"
7, 10: "Кина Сёкити & Champloose"
11: "Earth Spirit"



16. THE MUSIC POWER FROM OKINAWA (1992)

Диск, выпущенный в Великобритании фирмой ACE. По содержанию повторяет дебютный альбом "Кина Сёкити & Champloose".

17. СУБЭТЭ-НО ХИТО-НО КОКОРО-НИ ХАНА-О (японская версия, 1992)

Сборник японских исполнений "Цветов".

18. СУБЭТЭ-НО ХИТО-НО КОКОРО-НИ ХАНА-О (неяпонская версия, 1993)

Сборник неяпонских исполнений "Цветов".



Знакомство    История     Песни     Назад


©  Виртуальные Суси, 1999г.